ТРЕЛЬ

ТРЕЛЬ
, триллер (нем. Triller, итал trillo, франц. trille, прежде cadence, англ. shake), известнейшее и чаще других встречающееся украшение; обозначается посредством или просто , раньше также посредством + (испорченное t) или . Т. заполняет почти всю длительность украшаемой ноты и представляет собою быстро повторяющуюся смену главной ноты с соседней верхней нотой; знак альтерации последней зависит от знаков в ключе или же должен быть специально обозначен; впрочем никогда не следует делать т-и в интервале увеличенной секунды, и в следующем, например, случае даже без надписанного сверху знака следует брать вспомогательной нотой лучше a не Т. начинается всегда с вспомогательной ноты (она представляет собой в сущности ничто иное как непрерывно повторяющийся форшлаг), причем ее часто начинают медленно и лишь постепенно ускоряют; прежде предписывали непременное исполнение медленного форшлага перед началом т-и посредством знака cadence appuyée (Рамо и др.). Определенных правил для скорости и вообще ритмической структуры т-и – не существует. Т. должна исполняться насколько возможно скорее (за исключением басового регистра, где она при слишком скором исполнении сделалась бы плохо различима); это – главное. Акцентов на протяжении трели не следует делать. Попытка Гуммеля (в его фп-ной школе) заменить начало т-и с вспомогательной ноты началом с главной нашла к сожалению многих последователей, но не имеет за собой никаких оснований и во всяком случае не может претендовать на обратную силу, т.е. т-и в сочинениях, написанных до фп-ной школы Гуммеля (1828), начинаются во всяком случае с вспомогательной ноты. Только в случаях, когда т. лишь позднее развивается из ноты, т.е. когда ноте приходится играть свою самостоятельную роль, прежде чем преобразиться в т., – последняя может быть начата с главного тона (подобно тому как различаются мордент с форшлагом и нахшлагом). Т. на коротких нотах очень часто возможно исполнить только в виде мордента или триоли, самое большее квинтоли. Вопрос о том, когда следует прибавлять к т-и так назыв. нахшлаг в виде заключения – единственный, который может возбудить сомнения при исполнении т-и (См. Нахшлаг). В новейшее время принято выписывать нахшлаг мелкими нотками там где он желателен (при длинных т-х почти без исключения); в новых изданиях старинных произведений также часто встречаются прибавления нахшлага. Если предписывается нижняя секунда в кач. ноты форшлага, то образуется т. с шлейфом (Vorschleife): (все три вида равнозначущи) В старинной музыке такая т. обозначалась посредством; последнему знаку противополагался знак для т. со шлейфом сверху: Нахшлаг мог также обозначаться посредством подобного шлейфа в конце знака т-и, и поэтому встречаются т-и с тем и другим шлейфом: Простое было старинным знаком т-и, но исполнялось часто таким образом, что т-и отводилась только часть нотной длительности, а остальная часть ноты выдерживалась (См. Мордент, 2). Когда знак т-и стоит над первой нотой пунктированного ритма: или , то нельзя использовать для трели всей длительности этой ноты, а только часть длительности до точки, а затем следует выдержать остальную часть длительности, чтобы, хотя в сокращенном виде, передать ритм. Т. двойная, См. Двойная т. Срв. еще Козлиная т.

Музыкальный словарь Римана. - Москва, Лейпциг. . 1904.

Игры ⚽ Нужен реферат?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ТРЕЛЬ" в других словарях:

  • трель — трель, и …   Русский орфографический словарь

  • ТРЕЛЬ — в музыке быстрая однообразная смена двух близких друг другу тонов; означается буквами tr. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. ТРЕЛЬ переливы голоса. Полный словарь иностранных слов, вошедших в… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • трель — 1. ТРЕЛЬ, и; ж. [итал. trillo] 1. Переливчатый, дрожащий звук. Раскатистая т. Т. соловья. Т. свистка. Трелью заливался звонок. Выводить трели. Льются трели. 2. Муз. Быстрое и многократное повторение звуков, близких по тону. Быстрая т. Начавшийся… …   Энциклопедический словарь

  • трель — См …   Словарь синонимов

  • трель — trille, tril. [Дарина :] В ожидании <подрядчика> протвержу я некоторыя кантады (просматривает она многия бумаги музыкантския). Эта очюнь мудрена, а эта стариннаго автора без трелеи, и без знаков, что весьма противно нынешней школе, которая… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ТРЕЛЬ — ТРЕЛЬ, и, жен. В музыке: быстрое и многократное повторение звуков, близких по тону, а также вообще переливчатый, дрожащий звук. Соловьиная т. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ТРЕЛЬ — жен., муз. перелив, дрожь, быстрая смена двух звуков. На валторне мудрено трелить, делать трель или пускать трели. Соловей затрелил, рассыпался трелью. (Сегодня что то не трелится певице. Кстати, как итальянские трели к немецкой музыке. Трельные… …   Толковый словарь Даля

  • ТРЕЛЬ — ТРЕЛЬ, смотри Орнаментика …   Современная энциклопедия

  • ТРЕЛЬ — см. Орнаментика …   Большой Энциклопедический словарь

  • ТРЕЛЬ — 1. ТРЕЛЬ1, трели, жен. (от итал. trillo). Переливчатый дрожащий звук от быстрого повторного чередования двух соседних тонов, употр. в музыке и пении в качестве мелодического украшения. «Звучных соловьев раскатистые трели.» Фофанов. 2. ТРЕЛЬ2,… …   Толковый словарь Ушакова

  • ТРЕЛЬ — 1. ТРЕЛЬ1, трели, жен. (от итал. trillo). Переливчатый дрожащий звук от быстрого повторного чередования двух соседних тонов, употр. в музыке и пении в качестве мелодического украшения. «Звучных соловьев раскатистые трели.» Фофанов. 2. ТРЕЛЬ2,… …   Толковый словарь Ушакова


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»